пятница, 30 мая 2025 г.

Инди-игры 2025. Что нового произошло за все эти годы

Приветствую тебя, мой дорогой друг! Не уверен, остались ли ещё в этом мире ценители текстовой журналистики, но если ты это читаешь, вероятно - да, парочка ещё осталась. Сколько же лет я не делал публикаций в моём уютном игровом бложике... 7-8? Получается, почти столько же, сколько сейчас моей дочке... Можно ли сказать, что было не до игр? Или что взрослая жизнь оказалась интереснее виртуальной? И то, и то в какой-то мере имеет место быть. Но сегодняшний текст будет не об этом. Я хотел бы снова ненадолго заглянуть в игровой мир, чтобы узнать, что интересного произошло за все эти годы, и сделать своеобразный снимок текущего состояния инди-геймдева, а возможно, во что-то даже поиграть.
Итак, с чего же начать. А начать я решил с запроса в chatGPT о самых громких событиях мира инди-игр за последние годы. Да, у компании Google появился серьёзный конкурент в нише поиска и обработки информации. Именно chatGPT и компания OpenAI стали главным открытием последних лет, затмив все остальные разработки, в том числе игровой индустрии. Сегодня ты можешь не только спросить у своего ИИ-помощника, во что же интересного поиграть или что почитать на досуге,но и использовать его для генерации картинок, программного кода, текстовых материалов, или просто идей. Повлияло ли это всё на игровую индустрию? Конечно. Разработка игр стала ещё более простой и доступной. И если даже 7 лет назад мне порой становилось страшно от количества создаваемых инди-игр, то что уже говорить про сегодня. Хорошо, однако, что ещё живёт журналистика. Хоть в видео-, хоть в текстовом формате люди продолжают обозревать достойные проекты, а культовые фестивали, среди которых мой любимый Indie Games Festival, продолжают выбирать лучших из лучших.

Так что же ответил chatGPT на мой вопрос? В-общем-то, ничего особо нового с тех пор, как я последний раз писал об этом: рост рынка, прибыли, глобализация, доступность, внедрение ИИ и так далее. Конечно, за этот период вышло и множество отличных инди-игр. И некоторые из них, судя по всему привнесли немало инноваций. Однако мне из всего списка важных событий приглянулся проект несколько другой формы. Lost In Cult - игровое издательство, основанное в 2021 году, которое специализируется на выпуске журналов, а также физических версий культовых игр, в том числе инди! Проект вырос из Кикстартера. Людям понравилась концепция печатного премиум-издания об играх, наполенного интересными историями, великолепными артами, а также разными дополнительными ништяками. На сегодняшний день Lost In Cult является полноценным магазином уникальных артефактов и в очередной раз напоминает нам о том, что игры - это искусство. Ниже я прикреплю скриншоты некоторых продуктов, связанных c такими культовыми играми, как Outer Wilds и Rusty Lake. Это ли не прекрасно, скажите?
Вообще, нравится мне эта идея переноса артефактов и каких-то идей, опыта из виртуального мира в реальный. Недавно ходил с семьёй в кинотеатр на Майнкрафт. Во-первых, конечно, потрясающе, как некогда инди-игра переросла в массовое культурное явление. А во-вторых, в фильме как раз продвигается посыл, что игры - это весело, но ещё веселее выходить из виртуального мира в реальный и приносить пользу уже там. Кстати, создатель Minecraft Маркус Перссон в прошлом году решил вернуться в индустрию - открыл студию (прошлая его компания Mojang вместе с правами на Minecraft была продана Microsoft за 2,5 миллиарда долларов) и объявил о работе над новой игрой Levers and Chests.

Ну что же, пришло время взглянуть на главные инди-тайтлы прошедших лет. И начнём мы с игры-победителя IGF-2019, второго шедевра от разработичка Papers, Please Лукаса Поупа, Return of the Obra Dinn. Это уникальная детективная игра-головоломка от первого лица, выполненная в монохромном стиле, где игроку предстоит, используя волшебные часы, восстановить события гибели всего экипажа пропавшего корабля "Обра Дин". Задача — определить личность и судьбу каждого из 60 пассажиров и членов команды, опираясь на обрывки воспоминаний и логические выводы. Интересно, необычно, и в фирменном "документальном" стиле Лукаса Поупа.
Также в 2019 году состоялся релиз уже упоминавшаяся выше Outer Wilds. Я когда-то писал об этой игре, и в итоге свой момент славы она заслуженно получила, забрав главную награду Британской Академии Игр (BAFTA) 2020 года.

Следующим громким тайтлом стал Hades. Это динамичный roguelike-экшен, в котором вы играете за бессмертного принца Загрея, пытающегося сбежать из подземного мира, сражаясь с мифологическими существами и получая дары от олимпийских богов. Игра известна своим увлекательным геймплеем, глубоким сюжетом и стильным визуальным оформлением. Разработчик - независимая студия Supergiant Games, известная такими играми как Bastion и Transistor.

2022 год ознаменовался выходом Stray, за которой я также давно следил. Это атмосферная приключенческая игра, где вы играете за бездомного кота, который должен раскрыть древнюю тайну, чтобы сбежать из забытого киберпанк-города, населенного роботами. Долгие 6 лет разработки вылились в одну из лучших и коммерчески успешных инди-игр последнего времени. Stray давно лежит у меня в Steam, и я надеюсь, что таки сыграю в него в ближайшее время. А пока движемся дальше.

В том же 2022-м вышло ещё две не менее значимые игры. One-man project Tunic, высоко отмеченный за свой очаровательный визуальный стиль и умные головоломки. А также Immortality - интерактивный кинематографический хоррор-триллер от Сэма Барлоу, создателя Her Story, где игрокам предстоит раскрыть тайну исчезнувшей актрисы Мариссы Марсель, просматривая и изучая утерянные фрагменты её фильмов и интервью.

Год 2023-й. Все играют в Vampire Survivors. Не хотелось бы использовать это слово, но отрицать её феномен глупо. Эта простая, но невероятно затягивающая игра, разработанная одним человеком, стала настоящим хитом, доказав, что для успеха не нужны огромные бюджеты, а достаточно лишь отточенного геймплея и точного попадания в запросы публики. Вклад в культуру, конечно, сомнительный, но... на моём смартфоне она уже стоит.
В различные номинации 2024 года попала игра Cocoon - уникальное приключение-головоломка от Jeppe Carlsen, ведущего геймдизайнера таких культовых инди-игр, как Limbo и Inside. Однако за тот самый культурный вклад главную награду на Independent Games Festival забрала игра Venda. Это трогательная кулинарная игра-повествование, где вы играете за индийскую иммигрантку, которая переезжает в Канаду в 1980-х годах. Игра фокусируется на приготовлении традиционных южноиндийских блюд, которые служат не только способом восстановления утерянных рецептов, но и метафорой для изучения проблем иммиграции, семьи, любви и культурной идентичности.

Интересно, что победителем IGF-2025 стала игра, снова же каким-то образом связанная с питанием. Consume Me исследует сложные взаимоотношения создательницы с едой, затрагивая темы диет и расстройств пищевого поведения. Игра выглядит максимально странно, и, думается, вряд ли станет хитом. А кто же завоюет сердца поклонников инди в этом году: Hyper Light Breaker, Croak или что-то абсолютно другое, новое? Посмотрим. А пока перейдём к следующей части моего повествования, которую я хотел бы посвятить русскоязычному сегменту инди-индустрии.
Как и много лет назад, главным русскоязычным геймдев-ресурсом на сегодняшний день является gamin.me. Являясь в первую очередь коллективным блогом об инди-играх, он активно проводит различные конкурсы (или так называемые джемы), а также ведёт базу игр с рейтингами, отзывами и так далее. Были разные периоды в истории гамина, но сейчас всё вроде бы стабильно - сайт живёт и процветает. Единственным его минусом (а может наоборот преимуществом) остаётся излишняя нишевость большинства обозреваемых там проектов. И в целом сайт будто бы от разработчиков и для разработчиков. В-общем, если делаете игры, то вам туда, а если просто наблюдаете, то оставайтесь здесь :) Кстати, сайтов или блогов, специализирующихся на инди-тематике, в сети-то практически и не осталось. Лишь Gamesisart.ru продолжает жить. Хоть он никогда и не был про инди, но учитывая, что создавался и долгое время вёлся практически в одиночку, а также глядя на его название, я рассматриваю весь сайт как оригинальный инди-проект. Ну а тех немногих ценителей инди-игр забрали либо крупные игровые сайты, либо youtube. Миром стал править видеоконтент. Ещё во времена моей активности потихоньку начинали появляться различные каналы. Возможно, помните такой World of Indie. Также, как и я долгое время находился в анабиозе, потом попытка вернуть былой интерес, и снова угасание. Не знаю, есть ли сейчас русскоязычные каналы, посвящённые инди, но похоже, что и здесь правят более крупные игроки.

Что же до громких релизов выходцев из СНГ, то наиболее аутентичной игрой мне показалась "Чёрная книга" от пермской студии Morteshka. Это атмосферная ролевая игра с элементами карточной игры и визуальной новеллы, основанная на славянской мифологии. Среди других значимых проектов от российских разработчиков я бы отметил Loop Hero, Friends of Ringo Ishikawa и HighFleet.

Белорусский геймдев также жив. Независимая студия Sad Cat, привлекшая в 2023 году инвестиции в размере 5 млн долларов, готовит к релизу многообещающий экшн-платформер Replaced. А Weappy Studio, известная по игре This is the Police, в апреле этого года релизнула свой новый проект Hollywood Animal - симулятор управления киностудией в золотую эру Голливуда, где нужно производить фильмы и принимать все важные решения, от кастинга до маркетинга. Не пройду мимо и готовящейся к выходу Tales Of Meadows, которую небольшая минская инди-студия Qualestory Games называет «первой в истории игрой про древнюю Беларусь в жанре экшен-эдвенчур». Трейлер выглядит зрелищно.


Ух, что-то я сомневаюсь, дочитает ли, или хотя б долистает кто-нибудь это полотно до конца. Но если вдруг, то премного благодарен тебе, мой дорогой читатель. Как видишь, индустрия жива, идеи ещё не иссякли, игры по-прежнему нужны людям. Как и сообщество вокруг них. Надеюсь тебе было хоть капельку интересно это читать. Поставь хоть какой плюсик или минусик, чтоб я видел, что есть ещё для кого писать. Ну а я пойду что ли попробую сыграть во что-нибудь. Не поминай лихом!

Комментариев нет :

Отправить комментарий